Авторы |
Струнина Наталья Вячеславовна, старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), natstrunina@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В настоящее время экономическое общество испытывает высокую потребность в компетентных специалистах с высшим образованием, способных осуществлять коммуникацию посредством иностранного языка. Сформированные социокультурные компетенции позволяют выпускникам вузов обеспечить успешную деятельность в социуме. Цель работы – описать элементы профессиональной компетентности и рассмотреть возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования социокультурной компетенции будущих инженеров.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования таких теоретических методов исследования, как анализ, сравнение и обобщение. Методологическую основу исследования составили концепции компетентностного подхода, коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, а также личностно-ориентированного подхода.
Результаты. Рассмотрен генезис понятий «компетенция» и «компетентность», а также проанализированы различные трактовки данных понятий в рамках социологии, педагогики, лингвистики, психологии. Исследованы средства развития социокультурной компетенции при обучении инженеров иностранному языку в вузе.
Выводы. Формирование социокультурной компетенции как элемента профессиональной компетентности базируется на определенном содержании обучения инженеров иностранному языку в вузе. Исследование ресурсов формирования компетенции позволяет определить новые направления в дальнейшем изучении данной проблемы.
|
Ключевые слова |
компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, социокультурная компетенция.
|
Список литературы |
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. : утв. приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 // Информационно- поисковая система «Гарант».
2. Хомский, Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания / Н. Хомский ; пер. с англ. Б. Городецкого, И. Кобозевой. – Благовещенск, 1999.
3. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6. – С. 2–10.
4. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов. – М. : Народное образование, 1996. – 160 с.
5. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко. – М., 2006. – 55 с.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2004.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15.
9. Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С. 30–35.
10. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М. : Русский язык, 1980. – 345 с.
11. Ратницына, Д. В. Использование электронного учебника по дисциплине «Античная культура и латинский язык» для формирования общекультурной компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» / Д. В. Ратницына, В. В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. – № 4 (24). – С. 124–133.
|