Статья 25114

Название статьи

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ 

Авторы

Струнина Наталья Вячеславовна, старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), natstrunina@mail.ru 

Индекс УДК

378.007.3 

Аннотация

Актуальность и цели. В настоящее время экономическое общество испытывает высокую потребность в компетентных специалистах с высшим образованием, способных осуществлять коммуникацию посредством иностранного языка. Сформированные социокультурные компетенции позволяют выпускникам вузов обеспечить успешную деятельность в социуме. Цель работы – описать элементы профессиональной компетентности и рассмотреть возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования социокультурной компетенции будущих инженеров.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования таких теоретических методов исследования, как анализ, сравнение и обобщение. Методологическую основу исследования составили концепции компетентностного подхода, коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, а также личностно-ориентированного подхода.
Результаты. Рассмотрен генезис понятий «компетенция» и «компетентность», а также проанализированы различные трактовки данных понятий в рамках социологии, педагогики, лингвистики, психологии. Исследованы средства развития социокультурной компетенции при обучении инженеров иностранному языку в вузе.
Выводы. Формирование социокультурной компетенции как элемента профессиональной компетентности базируется на определенном содержании обучения инженеров иностранному языку в вузе. Исследование ресурсов формирования компетенции позволяет определить новые направления в дальнейшем изучении данной проблемы. 

Ключевые слова

компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, социокультурная компетенция. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. : утв. приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 // Информационно- поисковая система «Гарант».
2. Хомский, Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания / Н. Хомский ; пер. с англ. Б. Городецкого, И. Кобозевой. – Благовещенск, 1999.
3. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6. – С. 2–10.
4. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов. – М. : Народное образование, 1996. – 160 с.
5. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко. – М., 2006. – 55 с.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2004.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15.
9. Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С. 30–35.
10. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М. : Русский язык, 1980. – 345 с.
11. Ратницына, Д. В. Использование электронного учебника по дисциплине «Античная культура и латинский язык» для формирования общекультурной компетенции студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» / Д. В. Ратницына, В. В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. – № 4 (24). – С. 124–133. 

 

Дата создания: 13.10.2014 15:09
Дата обновления: 13.10.2014 15:11